Восточные народы начали наблюдения над звездным небом очень давно. Например, монголы – еще при гуннах, в III в. до н.э. Кочевые животноводческие племена испытывали в этом особую необходимость, так как сильно зависели от природы. Известно, что у гуннов уже было представление о месяцах или сезонах, которое переняли и монголоязычные племена. Так, на одном из могильников Киданей (1116 год) были изображены 12 знаков Зодиака. Во многих книгах, ксилографах содержатся сведения о том, что и в последующей истории монголы пользовались исчислениями лунного календаря в сочетании с солнечным. На карте звездного неба, хранящейся в Государственной публичной библиотеке Улан-Батора, изображено 7ОО звезд северного полушария, включая Полярную звезду, и 6ОО звезд южного полушания, зафиксированных почти тем же методом, каким пользуются и современные астрономы. На карте изображен также 12 эклиптических созвездий, 28 лунных стоянок и путь Солнца в течение 12 месяцев или 24 сезонов. Pазделение года на месяцы и сезоны восходит к китайскому сельскохозяйственному календарю, также известному с глубокой древности. В центре карты – маленький круг, в который включены звезды, близкие к Полярной. За ним – круг побольше, названный «нитью летнего полюса» (северный тропик). Следующий круг назван «нитью весеннего и осеннего равноденствий» (экватор). За ним идет «нить зимнего полюса» (южный тропик). Движение Солнца («Желтый путь») показано в виде эллипса. Отмечены точки пересечения «Желтого пути» с «нитями» равноденствий. Способ составления карты, ее подробный характер говорят о высокой эрудиции старинных астрономов, их таланте. Предполагают, что составлена эта карта была в XIII-XIV в. Значительные астрономические и астрологические достижения характерны и для других народов, находившихся в сфере влияния буддизма – Индии, Китая, Японии, Кореи, стран Юго-Восточной Азии. Теоретической основой развития астрологии в Тибете и Монголии послужило буддийское сочинение «Калачакра тантра раджа». Эта книга, приписываемая самому Будде, входит в состав первого тома буддийских канонов Ганджур, в раздел, посвященный тантризму. Анализ теоретической части этого сочинения позволяет сделать вывод, что начало астрологических расчетов восходит к глубокой древности. Опираясь на положения «Калачакры тантры раджи» индийские, тибетские, китайские астрологи изучали движение и расположение семи главных планет: Солнца, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна, следили за кометами, туманностями и предсказывали день и час затмения Солнца и Луны. Кроме того, астрономы древности исчисляли по звездам календарь, устанавливали сроки сезонных сельскохозяйственных работ, писали работы по математике. В Монголии о связи космологии с движением звезд писал астролог Лувсанданзанжанцан (1639-1704) в своем труде «Звезды и планеты неба и их доброе и дурное влияние на человека». Монгольские астрологи писали свои труды главным образом по-тибетски. Автором первого такого труда стал упомянутый Лувсанданзанжанцан, известный под именем «Святой лама». В год огненного Зайца XII шестидесятилетия (1687) он написал «Главную сутру космологии. Свет отторгающий и принимающий» (пособие по астрологии). В Ургинском монастыре были напечатаны два тома его трудов по медицине, философии, астрологии, этике. А через шестьдесят лет после этого историк, философ и астролог Сумбэ хамбо Ишбалжир (1704-1788) стал родоначальником собственно монгольской школы астрологии, приспособив распространенные в Тибете астрологические принципы к природно-географическим условиям Монголии. Ведущим представителем этой школы является Цахар гэвш Лувсанчултэм (1740-1810). В 1789 году в Урге была создана школа астрологов, которая готовила и профессиональных гадателей. Во многих монастырях существовали храмы астрологии. Главными теоретическими трудами считались «Калаччакра тантра раджа» и ее комментарий – «Чистый лунный свет», разъясняющий смысл учения. Среди профессионалов в этой области устраивались традиционные диспуты. Отличившиеся своими познаниями ламы-астрологи получали титул зийрэмба, то есть «ученую степень астролога». Тибето-монгольские астрологи написали целый ряд трудов, в которых разрабатывались математические методы изучения движения звезд и планет. Они составляли календарные циклы сельскохозяйственных работ, давали советы для различных жизненных ситуаций. Во вводной астрологической части к календарю авторы помещали краткие сведения о себе, о дате написания книги, освещали основные события религиозной и светской жизни, а также историю монастыря. Затем подробно описывали положение Луны, Солнца и пяти планет в этом году, указывая даты затмений, давали прогноз погоды на год вперед, определяли, урожайным будет год или нет, сколько будет осадков, предсказывали события. Чахар гэвш в своем обширном труде по астрологии на основе теории пяти элементов говорил о влиянии небесных светил на человека, начиная с самого рождения, подчеркивая возможность предсказания судьбы, физического здоровья и умственных способностей. Монгольский врачеватель монах Лувсанчойнпил в книге «Учение об элементах или Закон сорока семи оборотов в жизни человека» писал: «Организм царя животного мира, человека, состоит из элементов, поэтому все его радости и страдания зависят от этих элементов. Стало быть, плохое и хорошее необходимо рассчитывать, исходя из состояния основных элементов природы и круговорота факторов человеческой жизни за год». Если рассматривать периоды жизни человека по буддийской системе, то соответствующие закономерности действительно выводятся довольно легко – во всяком случае, легче, чем по европейскому календарю. Монгольские астрологи определяли жизненные ритмы человека, принимая за точку отсчета так называемые «главные отметки», даты «начала года», девяти- и двенадцатилетние циклы, которые мы по возможности и рассмотрим в этой книге. Этими (или похожими) методами пользовались и другие народы, например, китайцы. С древности монголы почитали небо (арга) как средоточие мужского, сильного начала, и называли небо «отцом», а землю (билиг) – «матернью». Единство небесных и земных сил издревле использовалось и в медицине. Так, «холодные» недуги лечили горячими средствами (прижигания), а «горячие» – холодными (холодные ванны).
You are here : Astrology2.Ru » Буддийская астрология » Тибето-монгольская астрология
Добро пожаловать!
Данный сайт посвящен Астрологии и ее использованию нами в повседневной жизни.
Главное Меню
-
Свежие Записи
Это интересно
Астрологический домСвежие комментарии
- Jamila к записи Зачем этот сайт?
- чёрный кран выдвижной шланг к записи Тибетская нумерология
- zzz к записи Активизация Звезд
- МАрина к записи Энергетический баланс организма. Узнай тип своего тела
- Ольга к записи Зачем этот сайт?
Совпадают ли черты вашего характера со знаком зодиака?
- Да (37%, 7 по голосам)
- Частично (32%, 6 по голосам)
- Нет (16%, 3 по голосам)
- Не знаю (16%, 3 по голосам)
Всего проголосовавших: 19
Загрузка ...Новые статьи
Астрологические новости